Тамбов
Общероссийский академический научный журнал
“Вопросы когнитивной лингвистики”

МЕТАФОРИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНЦЕПТОВ В ЛИТЕРАТУРЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ

МЕТАФОРИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНЦЕПТОВ В ЛИТЕРАТУРЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ


Автор:  Кондратьева Ольга Николаевна

Организация :  Кемеровский государственный университет

Аннотация :  В статье описывается специфика концептуализации религиозной сферы в литературе Древней Руси. В качестве иллюстрации проведен анализ концепта ГРЕХ, выявлены и описаны и основные метафоры, репрезентирующие данный концепт в древнерусских текстах, установ-лен их эмоционально-оценочный потенциал. Данное исследование выполнено в рамках диахронической концептологии.

Ключевые слова :  когнитивная лингвистика, концепт, концептуализация, когнитивная теория метафоры, картина мира, религия, грех.

Список источников

Артаева Е.С. Концепт «Грех»/«Килнц» в языковом сознании русских и калмыков  // Этнокультурная концептология и современные направления лингвистики. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2008. Вып. 2. С. 53–55.
Арутюнова Н.Д. О стыде и совести // Логический анализ языка: Языки этики. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 54–79.
Бабушкин А.П. Типы концептов  в лексико-фразеологической семантике. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996.
Белова О.В.Этиология греха: народная мораль в фольклорных легендах // Россия XXI. 2002. № 2. С. 166–187.
Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ / под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб.: Наука, 1997–2010. Т. 1–16.
Брилева И.С. Представления о грехе в народной культуре // Язык. Сознание. Коммуникация. М.: МАКС Пресс, 2001. Вып. 19. С. 123–129.
Брилева И.С. Концепт греха в структуре фольклорного произведения: на материале малых жанров и несказочной прозы: дис. ... канд. филол. наук. М., 2007.
Вендина Т.И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. М.: Индрик, 2002.
Воркачев С.Г. Сопоставительная этносемантика телеономных концептов «любовь» и «счастье» (русско-английские параллели): моногр. Волгоград: Перемена, 2003.
Горлачева В. Концепт «грех» в поэзии
И. Бродского // Запорожские еврейские чтения.
URL:  http://jr.zp.ua/publ/about_publ/83.html (дата обращения 24.02.2009 ).
Гынгазова Л.Г. Интерпретация мира языковой личностью диалектоносителя и ее реинтепретация исследователем  // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2007. № 295. С. 15–19.
Козина Н.О. Лингвокультурологический анализ русского концепта «грех»: на материале лексических, фразеологических и паремических единиц: дис. ... канд. филол. наук. Иваново,
2003.
Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб.: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2000.
Кондратьева О.Н. Метафора «грех – это грязь» в древнерусской культуре // Язык и ментальность / отв. ред. М.В. Пименова. СПб.:
С.-Петерб. гос. ун-т, 2010. С. 420–426.
Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции: сб. ст. М.: Пробел, 2000.
Панова Л.Г. Грех как религиозный концепт (на примере русского слова «грех» и итальянского «peccato» // Логический анализ языка: Языки этики. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 167–177.
Семухина Е.А. Концепт «грех» в национальных картинах мира: дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2008.
Убийко В.И. Интерпретация концепта «Грех» в русском языке // Культурные и духовные традиции русских Башкортостана: История и современность. Уфа, 1998. Ч. 2. С. 130–133.
Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М.: Рус. яз., 1991. Т. I.
Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры (1991–2000): моногр. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001.
Шаховский В.И. Эмоциональные культурные концепты: параллели и контрасты // Языко-вая личность. Культурные концепты: сб. науч.
тр. ВГПУ, ПМГУ. Волгоград: Перемена, 1996.
С. 80–95.
Яковлева Е.С. О концепте чистоты в современном русском языковом сознании и в исторической перспективе // Логический анализ языка: Языки этики. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 200–216.
Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by.  Chicago, L.: Univ. of Chicago press, 1980. 

Страницы:  36-47

Возврат к списку