Тамбов
Общероссийский академический научный журнал
“Вопросы когнитивной лингвистики”

СЕМИОТИЧЕСКИЙ РЕЗОНАНС ПРИ ТРАНСФОРМАЦИИ ПЬЕСЫ В СПЕКТАКЛЬ

СЕМИОТИЧЕСКИЙ РЕЗОНАНС ПРИ ТРАНСФОРМАЦИИ ПЬЕСЫ В СПЕКТАКЛЬ


Автор:  Е.Г. Логинова

Организация :  Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

Аннотация :  В статье рассматриваются характеристики интрасемиотического и интерсемиотического резонанса, «сигнализирующего» о мотивированном коммуникативном выдвижении информации в дискурсивном пространстве драмы. Актуальная сегодня трактовка драмы с позиций техник ремейков позволила проанализировать семиотические корреляции между исходным текстом пьесы и спектаклем-трансформом и выделить модели семиотического резонанса, возникающего при взаимодействии вербальных, а также вербальных и невербальных коммуникативных ресурсов.

Ключевые слова :  интрасемиотический резонанс, интерсемиотический резонанс, резонирующее ядро,
семиотические корреляты, коммуникативный ресурс, полимодальное моделирование, дискурс драмы.

Список источников :  Арнольд И.В. Стилистика декодирования. Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена, 1974.
Арпентьева М.Р. Ремейк как сюжетная реконструкция // Сюжетология и сюжетография. 2016. Вып. 2. С. 9-17.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика: пер. с фр. М.: Прогресс, 1989.
Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986.
С. 473-500.
Воробьева Т.Л. Поэтика пьесы Нины Садур «Чудная баба»: мистико-мифологические мотивы
и образы // Вестник Томского государственного университета. Серия: Филология. 2015. Вып. 3 (35). С. 152-163.
Зеленин Д.К. Табу слов у народов вос-точной Европы и северой Азии. Ч. II. Запреты в домашней жизни // Сборник музея антропологии и этнографии. Л., 1929. Т. IX.
Ирисханова О.К. Когнитивный резонанс
и его вербальные и невербальные проявления. Когнитивные исследования языка. 2018. Вып. XXXII. С. 334-344.
Каминская Т.Л. Римейк как явление современной культурной и медийной реальностей // Коммуникативные исследования. 2015. Вып. 1 (3). С. 98-103.
Кибрик А.А. Мультимодальная лингвис-тика // Когнитивные исследования. 2010. Вып. 4. С. 134-152.
Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000. С. 427-457.
Кубрякова E.C. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования. М.: Знак, 2012.
Логинова Е.Г. Когнитивные механизмы семиотического резонанса в тексте пьесы // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018. № 4. С. 78-87.
Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 1998.
Ожегов С.И. Словарь русского языка.
4-е изд., испр. и доп. М.: Азъ, 1997.
Бабенко Л.Г. Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации
в языке и речи (на материале лексики, фразеологии и паремиологии): словарь / под общ. ред.
Л.Г. Бабенко. М.: Изд. центр «Азбуковник», 2017.
Федорова Л.Л. Эмоции в грамматике // Эмоции в языке и речи / под ред. И. А. Шаронова. М.: РГГУ, 2005. С. 178-199.
Федорова О.В., Кибрик А.А. Общее, инди-видуальное и контекст в мультиканальной ком-муникации // Когнитивные исследования языка. 2018. Вып. XXXIII. С. 637-645.
Чернявская В.Е. Лингвистика текста: Поликодовость. Интертекстуальность. Интердискурсивность. М.: Либриком, 2009.
Brône G., Zima E. Towards a dialogic con-struction grammar: Ad hoc routines and resonance activation // Cognitive Linguistics. 2014. Iss. 25 (3). P. 457-495.
Cienki A. Cognitive linguistics: Spoken lan-guage and gesture as expression of conceptua-lization // Body – language – communication: An international handbook on multimodality in human interaction. 2013. Vol. 1. P. 182-201.
Du Bois John. W.. Towards a dialogic syn-tax // Cognitive Linguistics. 2014. Iss. 25 (3). P. 359-410.
Elam K. The Semiotics of Theatre and Drama. 2nd ed. London; N.Y.: Routledge, 2002.
Giora R., Raphaely M., Fein O., Livnat E. Resonating with contextually inappropriate interpretations in production: The case of irony // Cognitive Linguistics. 2014. Iss. 25 (3). P. 443-455.
Herman V. Dramatic Discourse: Dialogue as interaction in plays. London; N.Y.: Routledge,
1995.
Kecskes I. A Dialogic Approach to Prag-matics // Russian Journal of Linguistics. 2016. Iss. 20 (4).
P. 26-42.
Kok K.I. The status of gesture in cognitive-functional models of grammar. Utrecht: LOT Publications, 2017.
Kress G. Multimodality. A social semiotic approach to contemporary communication. Lon-don;
N.Y.: Routledge, 2010.
Norrick N.R. Function of repetition in conversation // Text. 1987. Vol. 7 (3). P. 245-264.
Oben B., Brône G. Explaining interactive alignment: A multimodal and multifactorial ac-count // Journal of Pragmatics. 2016. Vol. 104. P. 32-51.
Tannen D. Talking voices: Repetition, dia-logue, and imagery in conversational discourse. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.
Weigand E. Language as dialogue // Intercul-tural Pragmatics. 2010. Vol. 7. No. 3. P. 505-515.
Zanger A. Film Remakes as Ritual and Dis-guise. From Carmen to Ripley. Amsterdam,
2006.

Страницы:  54-65

Возврат к списку