Тамбов
Общероссийский академический научный журнал
“Вопросы когнитивной лингвистики”

ВИЗУЛЬНОЕ ВЫДВИЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

ВИЗУЛЬНОЕ ВЫДВИЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ


Автор:  З.М. Чемодурова

Организация :  Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Аннотация :  В статье разрабатывается гипотеза, согласно которой визуальное выдвижение представляет собой особый механизм выдвижения и определяется в работе как стратегия, фокусирующая внимание читателей на «свободных семиотических ресурсах» (фотографиях, рисунках, картах), являющихся неотъемлемой частью фикционального мира и участвующих в создании трансмодального смысла современного художественного текста. В статье рассматриваются функции визуального выдвижения, основными среди которых признаются эмотивная, экспрессивная, интегративная функции, а также функция усиления игровой модальности. Доказывается, что основным когнитивным механизмом, способствующим реализации изучаемых функций визуального выдвижения, является мультимодальный резонанс.

Ключевые слова :  визуальное выдвижение, мультимодальная литература, мультимодальный резонанс,
мультимодальная метафора, нарративная эмпатия, экспрессивность

Список источников :  Chemodurova, Z. (2019) The Mechanisms and Types of Foregrounding in Postmodernist Fiction.
In : Ch. Haase and N. Orlova (eds.). English
Language Teaching: Through the Lens of Experience.
Newcastle: Cambridge Scholars Publishing,
pp. 277-295.
Chemodurova, Z.M., & Yalovenko, M.A. (2020). The Concept “Childhood” in Postmodernist Autobiographical Narrative. Voprosy Kognitivnoy Lingvistiki, 2, 41-53. DOI: 10.20916/1812-3228-2020-2-41-53
Chew, E., Mitchell, A. (2016). How is Empathy Evoked in Multimodal Life Stories? Concentric. Literary and Cultural Studies. September 2016: 125-149. DOI: 10.6240/concentric.lit.2016.42.2.08
Eco, Umberto (2011). Confessions of A Young Novelist. Cambridge: Harvard Un. Press.
Emmott K. and Alexander M. (2014). Foregrounding, burying and plot construction. In: Stockwell, Peter and Whiteley, Sara (eds.) The Cambridge Handbook of Stylistics. Series: Cambridge Handbooks in Language and Linguistics . Cambridge University Press, Cambridge, pp. 329-343.
Forceville, Ch. (2006). Non-verbal and multimodal metaphor in a cognitivist framework: Agendas for research. In G. Kristiansen, M. Achard, R. Dirren & F.J.R. de M. Ibáñez (Eds.), Cognitive linguistics: Current applications and future perspectives. Berlin & N.Y.: Mouton de Gruyter, pp. 379-402.
Forceville, Ch. (2008). Metaphor in pictures and multimodal representations. In: (Raymond W. Gibbs, Jr. (ed.). The Cambridge Handbook of Metaphor and Thought. Cambridge University Press, Cambridge, pp. 462-483.
Gambino, R. & Pulvirenti, G. (2019). Neurohermeneutics. A Transdisciplinary Approach to Literature. Gestalt Theory. (ISSN 2519-5808); Vol. 41, No. 2, pp. 185-200. DOI 10.2478/gth-2019-0018
Gibbons, A. (2012). ‘Multimodal Literature and Experimentation’, in Bray, J., Gibbons, A. and McHale, B. (eds) Routledge Companion to Experimental Literature. London; N.Y.: Routledge, pp.420-434.
Gibbons, A. (2013). Multimodal Metaphors in Contemporary Experimental Literature. Metaphor and the Social World 3:2, 180-198.
Gibbons, A. (2016). Multimodality, Cognitive Poetics, and Genre: Reading Grady Hendrix's Novel Horrorstor. Multimodal Commun. 2016; 5(1): 15-29. DOI: 10.1515/mc-2016-0008
Hallet, W. (2018). Reading Multimodal Fiction:
A Methodological Approach. Anglistik: International Journal of English Studies 29.1 (March 2018): 25-40.
Jacobs, A. M. (2015). Towards a Neurocognitive Poetics Model of literary reading. In: Roel Williams (ed.). Cognitive Neuroscience of Natural Language Use. Cambridge University Press, Cambridge, pp. 135-159.
Koopman, E.M. (E.). (2016). Effects of
“literariness” on emotions and on empathy and
reflection after reading. Psychology of Aesthetics,
Creativity, and the Arts, 10 (1), 82-98. https://doi.org/10.1037/aca0000041
McCready, E. (2014). Expressives and Expressivity. Open Linguistics. 2014; 1: 53-70.
DOI: 10.2478/opli-2014-0004.
McHale, B. (1987). Postmodernist fiction. Routledge: London and N.Y.
McNamara, D.S. (2007). Reading Comprehension strategies: Theories, Interventions, and Technologies. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc.
McNeill, D., Duncan, S., Cole, J., etc. (2008). Growth points from the very beginning. Interaction studies 9:1. 117-132. DOI: 10.1075/is.9.1.09mcn
Miall, D.S., Kuiken, D. (1994). Foregrounding, defamiliarization, and affect: Response to literary stories. Poetics 22 (1994). 389-407.
Miall, D.S., Kuiken, D. (2002). A feeling for fiction: becoming what we behold. Poetics 30 (2002). 221-241.
Norgaard, N. (2014). Multimodaly and stylistics. In: Michael Burke (ed.). The Routledge Handbook of Stylistics. Routledge: London and New York, pp. 471-485.
Van Peer, W. & Hakemulder, J. (2005). Foregrounding. In: K. Brown (ed.). Encyclopaedia of Language and Linguistics, Vol. 4, Oxford: Elsevier, pp. 546-551.
Van Leeuwen, T. (2004). Introducing social semiotics. Routledge: London and New York.
Walton, R. (1990). Mimesis as Make–Believe. London: Harvard Un. Press.
Wolfe, W. (2011). Intermediality and Study of Literature. CLCWeb: Comparative Literature and Culture. Volume 13. Issue 3 (September 2011) Article 2. Available at: comparative cultural studies comparative literature media studies digital humanities | Vol 13 | Iss 3 (purdue.edu)
Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: сб. статей СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. [Arnold I.V., 1999. Semantika. Stilistika. Intertekstualnost: sb. st. [Semantics. Stylistics. Intertextuality. Collected Articlea]. Saint Petersburg, Izd-vo Sankt-Peterburgskogo universiteta. 444 p.] (in Russian).
Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык. Учебник для вузов. 10-е изд. М.: Изд-во «Флинта», 2010. [Arnold I.V. Stilistika sovremennogo anglijskogo yazyka. Uchebnik dly Vuzov. 10-e izd. M.: Izd-vo «Flinta», 2010].
Ирисханова О.К. Федя, дичь! Или о резонансе в речи и жестах // Когнитивные исследования языка. 2018. Вып. XXXIII. C. 598-604. [Iriskhanova O.K. Fedya, dich'! Ili o rezonanse v rechi i zhestakh // Kognitivnye issledovaniya yazyka. 2018. Vyp. XXXIII. S. 598-604.]
Чемодурова З.М. Когнитивный диссонанс как компонент интерпретационной программы постмодернистского художественного текста // Вопросы когнитивной лингвистики. 2019. № 2. С. 55-64. [Chemodurova Z.M. Kognitivnyy dissonans kak komponent interpretatsionnoy programmy postmodernistskogo khudozhestvennogo teksta // Voprosy kognitivnoy lingvistiki. 2019. № 2. S. 55-64.] DOI: https://doi.org/10.20916/1812-3228-2019-2-55-64
Чемодурова З.М. Reader, I Married Him, или Механизм аттенциональной конвергенции в англоязычном повествовании // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2020. Т. 19. № 2. С. 66-77. [Chemodurova Z.M. Reader, I Married Him, ili Mekhanizm attentsional'noy konvergentsii v angloyazychnom povestvovanii // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta.
Seriya 2. Yazykoznanie. 2020. T. 19. № 2. S. 66-77.] DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.2.6
Чернявская В.Е. Текст в медиальном
пространстве. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. [Chernyavskaya V.E. Tekst v medial'nom
prostranstve. M.: Knizhnyy dom «Librokom»,
2013.]

Works cited
Barthelme D. Sixty Stories. N.Y.: Penguin Books, 1982.
Foer J.S. Extremely Loud & Incredbly Close. N.Y.: Penguin Books, 2005.
Gaiman Neil. Fragile Things. Short Fictions and Wonders. Harper Collins Publishers, 2007.
Huddon Mark. The Curious Incident of the Dog in the Night-Time – Haddon Mark:available at (royallib.com).
Vonnegut K. Breakfast of Champions. N.Y.: Dell Publishing, 2000.

Страницы:  05-15

Возврат к списку