Тамбов
Общероссийский академический научный журнал
“Вопросы когнитивной лингвистики”

КОНТРАФАКТИВНАЯ СОВЕТСКАЯ ФОТОГРАФИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОГО ДИСКУРСА: ОЦЕНОЧНЫЕ АСПЕКТЫ

КОНТРАФАКТИВНАЯ СОВЕТСКАЯ ФОТОГРАФИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОГО ДИСКУРСА: ОЦЕНОЧНЫЕ АСПЕКТЫ


Автор:  Н.В. Аксенова, Н.В. Денисова, Н.О. Магнес

Организация :  Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация :  Исследование посвящено оценочной интерпретации советской фотографии англоязычными искусствоведами. В ходе исследования проведен анализ оценочных смыслов, сопровождающих актуализацию дискурсообразующих концептов STATE, ARTIST, WORK OF ART. Установлено, что авторы рецензий смещают аксиологический фокус в сторону эстетической оценки произведений советской фотографии, способствуя транскультурной и трансвременной коммуникации между фотографом и зрителем; это позволяет сделать вывод о важной роли искусствоведа в управлении оценочной деятельностью реципиента. Существующая модель участников фотографического опыта, предложенная Р. Бартом, была дополнена ролью Emptor.

Ключевые слова :  англоязычный искусствоведческий дискурс, советская фотография, оценочная деятельность, концепт, концептуальная метафора, субъекты фотографического опыта

Список источников :  Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988. [Arutyunova N.D. Tipy yazykovykh znacheniy: Otsenka. Sobytie. Fakt. M., 1988. ]
Богданова Н.М. Фотография как язык: К вопросу о специфике прочтения // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2016. № 1 (19). С. 63-72. [Bogdanova N.M. Fotografiya kak yazyk: K voprosu o spetsifike prochteniya // Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. Seriya «Filosofiya. Filologiya». 2016. № 1 (19). S. 63-72.]
Булатова А.П. Лингво-когнитивный анализ искусствоведческого дискурса (музыка, архитектура): дис. ... канд. филол. наук. М., 1999. [Bulatova A.P. Lingvo-kognitivnyy analiz iskusstvovedcheskogo diskursa (muzyka, arkhitektura): dis. ... kand. filol. nauk. M., 1999.]
Круткин В.Л. Понятие репрезентации и границы его применения к исследованию фотографического опыта // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 2. С. 56-73. [Krutkin V.L. Ponyatie reprezentatsii i granitsy ego primeneniya k issledovaniyu fotograficheskogo opyta // ΠΡΑΞΗΜΑ. Problemy vizual'noy semiotiki. 2020. № 2. S. 56-73.]
Миньяр-Белоручева А.П. Поликодовость искусствоведческого дискурса // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. Челябинск: ЮУрГУ, 2017. Т. 14. № 4. С. 16-20. [Min'yar-Belorucheva A.P. Polikodovost' iskusstvovedcheskogo diskursa // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika. Chelyabinsk: YuUrGU, 2017. T. 14. № 4. S. 16-20.]
Петухова Т.И. Языковая актуализация ситуации восприятия и оценки произведения живописи: на материале английского языка: дис. ... канд. филол. наук. СПб.: СПбГУ, 2007. [Petukhova T.I. Yazykovaya aktualizatsiya situatsii vospriyatiya i otsenki proizvedeniya zhivopisi: na materiale angliyskogo yazyka: dis. ... kand. filol. nauk. SPb.: SPbGU, 2007.]
Хасанова З.С., Милетова Е.В., Бугаенко Н.П. Некоторые параметры и характеристики англоязычного специализированного искусствоведческого дискурса // Вестник Брянского государственного университета. Брянск, 2014. № 2. С. 397-408. [Khasanova Z.S., Miletova E.V., Bugaenko N.P. Nekotorye parametry i kharakteristiki angloyazychnogo spetsializirovannogo iskusstvovedcheskogo diskursa // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. Bryansk, 2014. № 2. S. 397-408.]
Gemtou E. Subjectivity in Art History and Art Criticism // Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. Vol. 2. No. 1. 2010. P. 2-13.
Kudriavtceva A. Ideology and Ethnography: Uzbekistan at the Turn of the 1920's and 1930's in the Illustrative Collections of Peter the Great Kunstkamera // Manuscripta Orientalia. International Journal for Orient Manuscript Research. Vol. 26. No.1. 2020. P. 66-77.
Mykytka I. Metaphors in Photography Language // Iberica. Vol. 32. 2016. P. 59-86.
Stolarski Ch. The Rise of Photojournalism in Russia and the Soviet Union, 1900-1931. PhD Dissertation. Baltimore, 2013.

Список источников исследуемого материала
NYT – Cotter H. Review: In ‘Early Soviet Photography, Early Soviet Film,’ Artists Edit Reality to Fit an Ideal. 2015. URL: https://www.nytimes.com/2015/09/25/arts/design/review-in-early-soviet-photography-early-soviet-film-artists-edit-reality-to-fit-an-ideal.html (дата обращения – 01.08.2021).
SI – Kurchanova N. The Power of Pictures: Early Soviet Photography, Early Soviet Film. URL: https://www.studiointernational.com/index.php/power-of-pictures-early-soviet-photography-film-jewish-museum-new-york (дата обращения – 01.08.2021).
EOSP – Macdonald F. Eye-opening Soviet Photos. 2018. URL: https://www.bbc.com/culture/article/20181123-eye-opening-soviet-photos (дата обращения - 01.08.2021).
CD – Knoblauch L. The Power of Pictures: Early Soviet Photography, Early Soviet Film @ Jewish КаMuseum. 2016. URL: https://collectordaily.com/the-power-of-pictures-early-soviet-photography-early-soviet-film-jewish-museum/ (дата обращения – 01.08.2021).
FA – The Power of Pictures: Early Soviet Photography, Early Soviet Film. URL: https://fristartmuseum.org/exhibition/the-power-of-pictures-early-soviet-photography-and-film/ (дата обращения – 01.08.2021).
HA – Haber J. The Power of Pictures: Early Soviet Photography. 2016. URL: https://www.haberarts.com/soviets.htm (дата обращения – 01.08.2021).
AM – Rexer R. Not Even Stalin Could Snuff Out the Legacy of Early Soviet Photography and Film. 2015. URL: https://www.apollo-magazine.com/not-even-stalin-could-snuff-out-the-legacy-of-early-soviet-photography-and-film/ (дата обращения – 01.08.2021).
THEOS – Teicher J.G. Early Soviet Photography Was Surprisingly Avant-Garde. 2015. URL: https://slate.com/culture/2015/11/the-evolution-of-soviet-photography-is-on-display-in-the-exhibit-the-power-of-pictures-early-soviet-photography-early-soviet-film.html (дата обращения – 01.08.2021).

Страницы:  40-51

Возврат к списку