Тамбов
Общероссийский академический научный журнал
“Вопросы когнитивной лингвистики”

СЕМАНТИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА ЧЕРНЫЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ РОМАНИСТИКИ МИХАИЛА БУЛГАКОВА

СЕМАНТИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА ЧЕРНЫЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ РОМАНИСТИКИ МИХАИЛА БУЛГАКОВА


Автор:  1 - В.Б. Петров, 2 - Е.Д. Петрова

Организация :  1 - Уральский государственный лесотехнический университет, 2 - Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Аннотация :  В данной статье предложена формула определения индекса цветовой насыщенности (ИЦН) текста, поскольку концепты цвета являются индикатором индивидуально-авторской коннотации картины мира. Исследование семантических полей концепта ЧЕРНЫЙ в романистике Булгакова позволило проследить мировоззренческую эволюцию писателя. Преобладание ахроматических цветов с доминантным черным цветом, постепенное увеличение ИЦН черного с индивидуально-авторской негативной коннотацией обусловлено личностным восприятием описываемых событий и репрезентирует нравственно-философскую проблематику текста, от-ражает авторское отношение к героям, выявляет имплицитную семантику отдельных эпизодов.

Ключевые слова :  Михаил Булгаков, концепт ЧЕРНЫЙ, индекс цветовой насыщенности, художественный дискурс, мировосприятие.

Список источников :  Андреева В., Куклев В., Ровнер А. Энцикло-педия. Символы, знаки, эмблемы / авт.-сост. В. Анд-реева, В. Куклев, А. Ровнер. М.: Асрель: АСТ, 2006.
Бабенко Л.Г. Словарь-тезаурус синонимов русской речи. М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедиче-ский словарь / под ред. проф. И.Е. Андреевского. СПб., 1890. Булгаков М.А. – Правительству СССР. 28 марта. 1930 / РГБ, ОР, ф. 562, карт. 19, ед. хр.30.
Булгаков М.А. Избранные сочинения: в 3 т. М.; СПб.: Литература–Кристалл, 1997.
Волкова Е.М. Семантика и функционирова-ние простых прилагательных цветообозначения в поэзии А. Блока // Вестник Башкирского уни-верситета. 2001. № 1. С. 35-38.
Гёте И.В. Учение о цвете. Теория познания. 2012.
Гуреева Н.В. Поэтика романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: бессознательное, художествен-ное время, цветовая образность: автореф. дис. … канд. филол. наук. Н.-Новгород, 2006.
Гусейнова Г.М. Концепты «свет» и «цвет» в художественной картине мира Ю.П. Казакова: автореф. дис. … канд. филол. наук. Махачкала, 2009.
Дравич А. Булгаков, или Школа отказа: К творческой биографии М.А. Булгакова // Диа-лог. 1993. № 5/6. С. 64-71.
Залевская А.А. Психолингвистический под-ход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / под ред. И.А. Стернина. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2001. С. 36-44.
Лосский Н.О. Ценность и бытие // Лос- ский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.
Матвеев Б.И. Цветопись в романе Михаи-ла Булгакова «Мастер и Маргарита» // Русский язык в школе. 2003. № 1. С. 67-72.
Мельчук И.А., Жолковский А.К. Толково-комбинаторный словарь современного русского языка. Опыты семантико-синтаксического описа-ния русской лексики. Вена, 1984.
Николаев Ю. Очерки по истории гностиче-ских учений. СПб., 1913. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый сло-варь русского языка. 1992.
Откровение святого Апостола Иоанна Богослова.
Петров В.Б. Цветопись в романистике Михаи-ла Булгакова // Проблемы истории, филологии, куль-туры. Вып. 9. М.; Магнитогорск, 2000. С. 348-355.
Пронина Е.А. Ранняя проза С.Н. Сергеева-Ценского: Поэтика неореализма: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тамбов, 2000.
Соловьев В.С. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М.: Книга, 1990.
Товт А.М. Исходная и авторская семантика слова в современной прозе: на материале текстов Т. Толстой и Л. Улицкой: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тамбов, 2010.
Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. М.: Искусство, 1983.
Юшкина Е.А. Поэтика цвета и света в прозе М.А. Булгакова: автореф. дис. ... канд. филол. на-ук. Волгоград, 2008.
Lüscher M. The Lüscher Color Test / transl. and ed. by Ian A. Scott. N.Y.: Pocket Books, 1971.
Milne L. “The Master and Margarita” – A Comedy of Victory. Birmingham, 1977.

Страницы:  85-91

Возврат к списку